Яков Петрович Бакланов (1809 — 1873), бесспорно, один из самых выдающихся богатырей Дона, сочетавший в себе беспримерное личное мужество, силу и мастерство бойца — с полководческим талантом. Он воевал с детства (12-ти лет отослан был отцом-офицером в армию), всю жизнь. Шашку Бакланова, которого турки звали Батман-клыч («Пудовый меч»), знали Кавказ, османы и поляки. Он был железный человек — причём честный и великодушный...

Генерал Бакланов

Эта история произошла на Кавказе. Бакланов к тому времени был уже очень известен — его боялись и звали «Даджжалом», т. е. как бы «Антихристом» по-мусульмански. (Справедливости ради должен уточнить, что известные слова имама Шамиля: «Если бы вы так боялись Аллаха, как Бакланова, то стали бы святыми!» были адресованы не его мюридам, как любят утверждать беспредельные патриоты Отечества, а простым аульным горцам. Мюриды, если и боялись «заговорённого» Бакланова — то Аллаха страшились больше и свою мужскую честь ставили выше. Думаю, любой из них стал бы лично рубиться с Баклановым, случись нужда. Другой вопрос — что не каждый из них смог бы выйти из такой сечи живым. Такая уж была ихняя мюридская жизнь).

Гетман Войска Запорожского, полководец и государственный деятель, родом из православной шляхты Речи Посполитой. Организатор восстания против Речи Посполитой, в результате которого земли Войска Запорожского вошли в состав Российского Государства.

Богдан ХмельницкийГетман Войска Запорожского и обеих сторон Днепра (1648), руководитель освободительной войны украинского народа против польско-шляхетского гнета в 1648-1654 годов. 8 января 1654 на Переяславской раде провозгласил воссоединение Украины с Россией.
   Сын украинского шляхтича, Богдан Хмельницкий получил образование в Киеве, в коллегиях иезуитов в Ярославле-Галицком и во Львове, но при этом сохранил православную веру. Он участвовал в польско-турецкой войне 1620-1621 годов, и после поражения польской армии под Цецорой попал в плен к туркам, где провел два года.
   Выкупленный запорожцами из неволи, Богдан возвратился на родину и был записан в состав реестровых казаков, занимал должность войскового писаря. Хмельницкий участвовал в народном восстании 1637-1638 годов. С 1638 года он — сотник Чигиринского полка. Получив известность при дворе польского короля, в 1645 Хмельницкий был направлен королём во Францию для переговоров об участии запорожских казаков в военных действиях против испанских Габсбургов.
   В 1646 Богдана Хмельницкий в составе казачьей делегации находился в Варшаве и был представлен королю Владиславу IV Вазе. В это время польский шляхтич Даниель Чаплинский, подстароста Чигирина, захватил и присоединил к своим владениям родовое поместье Хмельницких — хутор Суботов, забив до смерти младшего сына и похитив невесту недавно овдовевшего Богдана. Это событие круто изменило умонастроение и судьбу будущего гетмана. Его попытки добиться справедливости у короля и в суде не увенчались успехом. Поиски правды привели к конфликту с влиятельным польским магнатом А.Конецпольским, стоявшим за спиной Чаплинского, и в 1647 сам Хмельницкий подвергся аресту.

Александр Ханжонков родился в семье обедневшего помещика. В 1896 году окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и был принят в чине подхорунжего в привилегированный Донской 1-й казачий полк, расквартированный в Москве.

  В 1905 году в чине подъесаула уволился в запас по состоянию здоровья, получив причитающуюся в таких случаях по Ханжонков Александр Алексеевич закону выплату в 5 тысяч рублей. Эту сумму Ханжонков вкладывает в кинопромышленность: видимо, поначалу он становится пайщиком московской компании «Гомон и Сиверсен», которая вскоре вливается в его собственное предприятие и на её основе Ханжонков организует на новом оборудовании фабрику по производству кинолент в доме Саввинского подворья.
  Весной 1906 года создаётся на паях Торговый дом «Э. Ош и А.Ханжонков», целью которого был прокат в России зарубежных кинофильмов и создание российских кинолент. 9 (22) декабря 1906 года Ханжонков обращается в Московскую купеческую управу с заявлением «об учреждении им совместно с тремя вкладчиками Торгового дома в образе товарищества на веру под фирмою „А. Ханжонков и Ко“ с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов». Одним из поручителей компании был известный банкир Иван Озеров, член Государственного Совета. Поначалу Ханжонков занимается только кинодокументалистикой и прокатом в России зарубежных фильмов, но уже летом 1907 года он начинает съёмки собственной постановочной картины «Палочкин и Галочкин», которая, впрочем, закончена не была.
  Заставка, которая открывала фильмы производства ателье Ханжонкова. 2 января 1909 года (20 декабря 1908 года по старому стилю) выходит на экраны первая художественная продукция ателье Ханжонкова — фильм «Драма в таборе подмосковных цыган», о котором журнал «Сине-фоно» написал: «…хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной А.Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор упомянутое ателье производило лишь съёмки с натуры». К этому времени в работе в ателье Ханжонкова находятся одновременно несколько художественных и множество документальных фильмов, которые выходят в 1909 году — в том числе «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и другие. Для работы над ними он привлекает начинающего режиссёра Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома, в которой состояли тогда Александра Гончарова, Андрей Громов, Пётр Чардынин и в которую тремя годами позже поступил Иван Мозжухин. Тематикой картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов.

Казачий поэт, историк, офицер Лейб-гвардии Атаманского полка, участник Первой мировой и Гражданской войны. 

Туроверов Николай Николаевич   Николай Туроверов – казачий поэт. Родился в 1899 году. Уроженец станицы Старочеркасская. Его отец был следователем, он был из образованной казачьей семьи. Закончил Новочеркасское реальное училище и семнадцати лет от роду был зачислен в Лейб-гвардии Атаманский полк, с которым участвовал в боевых действиях в период Первой мировой войны. После развала фронта вернулся на Дон, где встал на сторону Белого Движения. Прошел всю гражданскую войну, получил четыре ранения.
   В 1919 году когда уходили корабли из Графской пристани Севастополя с донским казачьим корпусом, их кони бросались с берега в воду и плыли за кораблями. Казаки стреляли в них и стрелялись сами. Потом входили красные части на пристань, там шла с одной стороны, пальба, с другой, как мне рассказывали люди, которые это пережили, кто–то вдруг с корабля узнает своего соседа по деревне. Идет бой, а он спрашивает: там Никифорович жив? Это было просто совершенно невероятно. Все было не так, как нам показывали в фильмах про паническое бегство. Основная часть операции считается одной из самых гениальных. Ее провел последний командующий Белой армией генерал Врангель. Это было, он сумел вывезти около 300 000 человек за несколько дней, только в последний день шла стрельба.
   Николай Туроверов тогда, в 1919 году – двадцатилетний подъесаул атаманского полка. Раненого его казаки внесли на борт одного из последних пароходов. Далее – обычный путь белого эмигранта: лагерь на острове Лемнос, Сербия, принявшая эту волну эмиграции, где он работал лесорубом и мукомолом, затем Франция. В 1922 г. Николаю Туроверову удалось обосноваться в Париже. По ночам он разгружал вагоны, а днем посещал лекции в Сорбонне, потом служил в банке в течение 40 лет. В 1928 г. увидел свет первый сборник его стихов «Путь». Во время Второй мировой войны Туроверов сражался в рядах французского Иностранного легиона, которому он посвятил стихотворный цикл «Легион». После возвращения в Париж продолжал работать в банке и активно участвовал в жизни белоэмигрантов-казаков. Создал музей Лейб-гвардии Атаманского полка и «Кружок казаков-литераторов», возглавил Казачий Союз, стал одним из основателей журнала «Родимый Край», выпускавшегося в Париже с 1954 г. В 1945 и 1955 гг. вышли очередные сборники его стихов. Последний – в 1965 г. Печатался в журнале «Перезвоны», газете «Россия и славянство». Поэзию Туроверова высоко ценил И. Бунин, которому поэт посвятил одно из своих стихотворений.

Донской казак, советский конструктор стрелкового оружия, Герой Труда, Герой Социалистического Труда, доктор технических наук.

  Федор Васильевич Токарев — уроженец станицы Мечетинской. Его отец Василий Токарев остался сиротой на пятомТокарев Фёдор Васильевич году жизни. Маленького Васю и его сестру Машу приютил дядя по матери, казак станицы Егорлыкской Евдоким Черкесов.Как только Василий достиг совершеннолетия, дядя его отвез в станицу Мечетинскую и женил на своей племяннице Ефимье, единственной дочери хозяйственного казака П.А. Пономарева. Так 18-летний бедный казак Василий Токарев попал в зятья в сравнительно зажиточную мечетинскую казачью семью.
  В июне 1871 г. у Василия и Ефимьи в станице Мечетинской родился сын Федор. Свои детские годы он провел с мамой и бабушкой именно в станице Мечетинской. С детства этот тихий и нелюдимый мальчик интересовался конструированием. Когда Федору исполнилось 7 лет, он самостоятельно сделал из дерева и жести маленький плуг, чем немало удивил всех. К 11 годам он мог выполнить практически любую кузнечную работу.
  В 1887 году Федор поступает в Новочеркасскую военно-ремесленную школу, где обучается под началом оружейника Чернолихова. В 1891 году Токарев оканчивает школу со специальностью «Оружейник» и направляется оружейным мастером в 12-й казачий полк. После окончания казачьего юнкерского училища (1900 год) служит в том же полку заведующим оружием (в чине хорунжего).В 1907 году Токарев создал первый образец автоматической винтовки, переделанной из магазинной винтовки образца 1891 года (С. И. Мосина).